Фэйсбуковый этикет, или чего нельзя делать в социальных сетях

Posted on at


Ни для кого не новость, полагаю, что значительная часть нашей жизни (как личной, так и общественной) давно уже переместилась в интернет-пространство. А, если быть точнее, в пресловутые социальные сети. Относиться к ним можно по-разному, но в упор игнорировать не получается даже у самых стойких консерваторов: с появлением фэйсбука, вконтакте, жж, твиттера и иже с ними изменилось многое.

Это раньше к неприступной алтайской девственнице нужно было годами искать подход (причём в самом прямом смысле: до её целомудренного тела ещё доберись попробуй, даже с самыми невинными намерениями! чтобы букет ромашек подарить и слово нежное молвить, приходилось прорываться сквозь кордон, состоящий из строгих родителей, бдительной бабушки и брата-тяжелоатлета!), сейчас же достаточно поставить «лайк» под её фотографией – и считай, полдела сделано. А уж если видео с умилительным котиком в главной роли ей на «стену» кинуть… И в обратной ситуации: когда-то на дуэль вызывали, яд в пищу подсыпали или, на худой конец, просто морду били. Сегодня же нет страшнее мести для парня, 5 минут назад перекочевавшего в разряд бывших, или для некогда верного друга, который «оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», чем удалить подлеца из друзей.

Некоторое время назад в интернете повсеместно мелькала статистика: какой процент разводов происходит по вине социальных сетей. Цифры, я вам скажу, впечатляют. Да что там разводы, блестящие карьеры ко всем чертям летят: некоторые ушлые работодатели уже взяли в привычку изучать странички своих потенциальных и реальных сотрудников! Сколько скандалов было на эту тему!

Шутки шутками, но в социальных сетях сейчас вершатся судьбы, выстраиваются взаимоотношения, разворачиваются драмы, заключаются сделки, рождаются бизнес-проекты. Спорить о том, хорошо это или плохо, и охать про времена и нравы можно бесконечно – факт остаётся фактом: «пипл нэтворкс» давно уже стали самостоятельным и автономным полигоном для разного рода социальных явлений. И на этом полигоне, беспрецедентном по масштабу, действуют свои законы.

Но в таком случае… Логично было бы предположить, что какие-то правила социального взаимодействия тоже должны там присутствовать. Ну что-то вроде этикета. Или там, конвенция по правам человека хотя бы. Естественно, в соц. сетях, как и в обычной жизни, каждый сам устанавливает для себя границы дозволенного. Но есть же элементарные правила вежливости. Ведь, признаёте вы это или нет, но регистрируясь на очередном сайте, призывающем немедленно разыскать тех, с кем вы в яслях пИсали в один горшок, вы создаёте своего рода бренд под собственным именем. И за всё, что вы там транслируете, вы несёте ответственность. Да-да, вы ответственны за то, что и как вы рассказываете вашим реальным и вымышленным… тьфу, то есть виртуальным, конечно… друзьям посредством социальных сетей. И уважать своих читателей – вполне естественная функция каждого пользователя.

Итак, что же можно и чего нельзя делать в социальных сетях? Сразу оговорюсь: оставим в покое профессиональных «троллей», живущих мыслями о том, какую гадость написать человеку, чтобы посильнее его расстроить или разозлить, а также распространителей детской порнографии и прочих моральных уродов. Первыми ребятами пусть врачи занимаются, а вторыми – полиция. Мы же будем говорить о тех, кто искренне верит, что социальные сети помогают ему поддерживать отношения со старыми друзьями и находить новых; кто хочет сеять разумное-доброе-вечное, но не знает, как; кто просто наивно полагает, что на своей странице можно написать всё, что угодно, – мол, кому какое дело.

Вот, собственно, три главных правила поведения человека разумного в социальных сетях. Homo Sapiens in social networks.

1) «Соберись, тряпка!»

Первое правило самурая – не ныть. Данное правило на 100% применимо к пользователям социальных сетей. До глубины души поражают люди, считающие своим долгом оповестить мир о неурядицах в личной жизни, проблемах на работе или собственной беспросветной депрессии. Хотите поделиться переживаниями? Вэлкам: для этого есть друзья/подруги, собутыльники и мама. Они и выслушают, и пожалеют, и по головке погладят. В конце концов, это их священная обязанность.
Нет, конечно, вполне допускаю, что остались ещё в недрах соц. сетей заповедные экземпляры, у которых в друзьях не больше 10 человек, и это как раз самые родные и близкие. Но у среднестатистического пользователя во фрэндлисте насчитывается несколько сотен фамилий, среди которых бывшие одноклассники, одногруппники, преподаватели, коллеги и ещё куча малознакомых (или вовсе незнакомых) персонажей. Вот зачем, объясните мне, зачем всем этим людям знать о том, что вас бросил парень? Или что жена изменяет, начальство не ценит, тёща обижает, собака на ковёр ссыт? В лучшем случае подобные посты вызывают чувство неловкости, в худшем – откровенно раздражают. Стремление разделить тоску и досаду с френдлистом не красит вас и не приносит удовольствия читателям.

«Моя страница создана для того, чтобы делиться мыслями!» – давайте-давайте, утешайте себя подобным образом. Только не забывайте, что трагичные вздохи ваши, увы, зачастую тривиальны и никому не нужны. А делиться можно, помимо проблем, ещё умными мыслями, хорошей музыкой, любимыми фильмами, интересными статьями – чем угодно, столько же всего увлекательного в мире и в голове каждого из нас. «Я пишу это для себя, мне плевать, что об этом подумают!» – ну не надо лукавить, друг мой. Если бы вам действительно было плевать, вы бы доверяли свои переживания дневнику, бережно хранимому под матрасом. «Не хотят – пусть не читают!! Останутся самые верные!» – ага, но не удивляйтесь потом, что «верных» может оказаться куда меньше, чем вы ожидаете. И не впадайте в панику, обнаружив, что число ваших интернет-фрэндов стремительно сокращается, позорно капитулируют даже самые стойкие, и вот даже Пашка, с которым вы так феерично зажигали в студенческой общаге, недрогнувшей рукой удаляет вас из друзей. Вы просто всех достали своим нытьём. А если в стройных рядах слушателей ваших тоскливых историй прибывает – напротив, насторожитесь. Как к вам относятся эти люди, если им искренне нравится наблюдать за вашими страданиями?

Справедливости ради хочу отметить, что прежде, чем делиться радостными моментами собственной биографии (особенно если они носят очень личный характер), тоже нужно подумать трижды. Но это ещё можно как-то оправдать: краем глаза увидев в новостной ленте сообщение о том, что девочка, с которой мы пару раз пересекались на тусовках, удачно вышла замуж, я, пусть и какой-то незначительной частью души, пусть и мимолётно, но порадуюсь за неё. Улыбнусь и забуду. Но выливать на аудиторию ушаты адской смеси из негатива, проблем и беспонтового нытья – дурной тон; это то, чего нельзя делать в социальных сетях. Вот просто категорически нельзя, если вы хоть чуть-чуть уважаете (или хотя бы готовы притвориться, что уважаете) свою аудиторию.

Кроме того, не забывайте: с мужем/женой/начальником/тёщей/собакой вы (это можно прогнозировать с большой вероятностью) помиритесь, а сказанного будет не вернуть. И за собственные душеизлияния в социальных сетях вам будет мучительно стыдно. На эту тему хотелось бы привести не столь уж редкий пример, когда общение в социальных сетях выходит за рамки виртуального и плотно соприкасается с вполне себе реальным. Скажем, встречаете вы на улице девушку, лицо которой смутно вам знакомо, и в данный момент это самое лицо демонстрирует неподдельную радость от встречи с вами. Судорожно порывшись в памяти, вы внезапно идентифицируете даму как Люсю Ушакову, с которой вы делили школьную парту в начальных классах. Люся, конечно же, присутствует в ваших фрэндлистах во всех социальных сетях. Итак, перед вами мадам Ушакова, и она не одна – её сопровождает некий субъект, которого Люся, светясь от счастья, представляет вам как своего супруга. И тут совершенно некстати вас посещает мысль, что о Люсином спутнике вы, помимо своей воли, знаете намного больше, чем вам положено, да и вообще хотелось бы знать. А знаете вы всё это, понятное дело, из Люсиных статусов/твитов. И ладно бы вам было известно, что потенции Люсиного мужа позавидует даже самый прожжённый секс-гигант – непроизвольную ухмылку всегда можно замаскировать под искреннюю улыбку (а зубоскалить вам в данной ситуации сам бог  велел: в конце концов, вы тоже очень рады видеть Люсю). Но что делать в том случае, если вы предварительно почерпнули из Люсиного твиттера информацию о том, что её благоверный разбрасывает носки, не бреет подмышки и к тому же является обладателем неприлично скромного мужского достоинства?! Как вести с этим человеком (с которым, на минуточку, вы познакомились пару минут назад) светскую беседу, сохраняя нейтральный тон?! Девять из десяти человек в этой ситуации громко заржут и убегут, оставив краснеющую Люсю и её недоумевающего супруга наедине.

И это не самый печальный пример. Жизнь выкидывает фокусы куда жёстче. Но суть, думаю, понятна, как понятен и вывод: хотите быть вежливым пользователем социальной сети и заодно не усложнять себе жизнь, избавьте читателей от изнурительных подробностей вашей семейно-бытовой драмы.

 

2) «Отвечай за базар!»

Есть совершенно особенная (и при этом весьма обширная) категория пользователей соц. сетей.  Внешне этих людей легко распознать по мозолям на указательных пальцах. Образовались мозоли вследствие неустанного нажатия кнопки «рассказать друзьям». Проще говоря, эти загадочные персонажи получают какое-то специфическое удовольствие от самого факта, что могут донести какую-либо информацию до широкого круга людей. Иначе объяснить поведение активных участников социальносетевой жизни, уважающих «репост ради репоста», я лично не могу.

О, сколько бы проклятий выслушали, будь у фэйсбука уши, в свой адрес люди, ежеминутно засоряющие новостную ленту рецептами новых блюд из корня мандрагоры, видео-уроками по жиму лёжа, цитатами Фрейда про поезд «Сапсан» и призывами о помощи пингвинам, пострадавшим от пожаров в тайге. И нет бы дать себе труд задуматься: откуда, чёрт возьми, в тайге пингвины, и как бы дядюшка Фрейд мог узнать про отечественный скоростной поезд?! Ну серьёзно, камрады, надо же хоть как-то фильтровать информацию! Про пингвинов, а точнее, про псевдоблаготворительность сказано уже было очень много. Есть два основных направления этого модного движения. Первое – бессмысленное, беспощадное, но при этом и более безобидное: например, мастерить журавликов-оригами в помощь онкобольным или ставить «лайки» для спасения вымирающих китов. Вопросом, на кой ляд онкобольным журавлики, а китам – «лайки», не отягощают свой мозг люди, с восторгом и энтузиазмом распространяющие столь странный призыв. Второе направление значительно опаснее: пользователи соц. сетей по глупости часто помогают мошенникам зарабатывать себе на хлеб с сыром и маслом. В этом случае, публикуя недостоверную информацию, вы самым подлым образом подставляете своих интернет-товарищей. И для этого даже необязательно просить читателей скинуться деньгами – порой крика о помощи младенцу, нуждающемуся в срочном переливании крови, достаточно, чтобы действительно неравнодушные люди позвонили по указанному номеру… и у них со счёта списали кругленькую сумму. «Добрые» пользователи, просто разместившие пост, не удосужились проверить информацию, они-то и так сделали всё, что могли (нажали «рассказать друзьям»). Пусть другие отдуваются. В общем, предлагаю не углубляться – тема эта слишком сложная и серьёзная. Если вкратце: хотите помогать – помогайте, но не репостами, а реальными делами.

А вот на проблеме Фрейда и «Сапсана», то бишь на проблеме подлинности цитат я бы хотела остановиться. И если бы лично меня спросили, какое одно-единственное правило о том, чего нельзя делать в социальных сетях, я бы ввела в обиход, я бы, не колеблясь ни секунды, ответила: «Запретить пользоваться функцией «репост» без предъявления справки». Какой справки – додумывайте сами.

Просто мне, например, больно видеть, как Владимиру Владимировичу Маяковскому яростно и маниакально приписывают авторство стихотворения следующего содержания: «Свою жену не ругаю / Её никогда я не брошу / Это ведь со мной она стала плохая / А брал-то её я хорошей». И больно даже не от людского невежества, ведь не было у Владимира Владимировича никакой жены (те, кстати, от кого сей факт утаили в школе на уроках литературы, при желании свободно узнали бы об этом из, прости господи, «Википедии»), и поэт даже теоретически не мог написать данное стихотворение. Больно потому, что люди, не имеющие хотя бы приблизительного представления о том, кто такой Маяковский и о чём он писал, присваивают поэту чьи-то чужие строки, а он уже давно не может ни возразить, ни оправдаться.

Нет, разумеется, никто не обязан изучать творчество и подробности биографии моего любимого поэта. Но есть простое и при этом действенное правило (применимое, к слову, во всех сферах жизни): не знаешь – не говори! Маяковский, конечно, далеко не одинок. Про него хотя бы не думают, что он женщина – Ремарку, вон, повезло ещё меньше. Вообще, рассчитать скорость вращения в гробах великих писателей, артистов, учёных и общественных деятелей, «цитаты» и «факты» из жизни которых сегодня, как грибок, паразитируют в социальных сетях, возможным не представляется. И хочется ещё раз, от души, попросить всех: ну будьте вы людьми, не передавайте дальше по цепочке чьи-то слова, не удосужившись проверить их авторство. Найдите в себе мужество не следовать за толпой, и да воздастся вам.

И в заключение, давайте представим совсем уж жестокую ситуацию, являющую собой пример мании бездумных репостов в своем крайнем проявлении. Знаете, как сегодня, в наш век торжества стадных инстинктов, можно легко и просто уничтожить человека? Для этого вам даже не придётся выходить из дома! Достаточно кинуть пост о том, что на досуге Женя Пупочкин жарит на гриле котят или насилует старушек. Желательно прикрепить к посту побольше невнятных (кто там разбираться будет), но максимально эффектных, отвратительных картинок. И дайте адрес и телефон «злодея». Остальное за вас сделают ваши фрэнды, которые распространят ложную информацию. Уже через неделю Жене будет тяжело дойти от квартиры до булочной, а доказывать, что он не верблюд, мистер Пупочкин будет ближайшие несколько лет.

А теперь признавайтесь: кидали когда-нибудь на «стенку» гневные посты про маньяка-педофила? Или про малолетнего живодёра?  И что же, взялись ли вы предварительно уточнить, правда ли этот человек совершал все вменяемые ему злодеяния? Держу пари, что нет. Представьте на секунду, что это была клевета. Или ошибка. Ошибка, которая стоила чьей-то сломанной судьбы? А если завтра на месте этого человека окажетесь вы? То-то же.

Вывод: тщательно отбирайте то, что вы готовы вынести на публику. Не ленитесь перепроверить информацию – дабы не предстать идиотом самому и не ввести в заблуждение других.

3) «Жи» и «Ши» пиши через «и»!

Бородатую шутку о том, что в России две беды: «тся» и «ться», знают все, кто неизменно переживает чудовищные муки при столкновении с чужой безграмотностью. Для начала исповедуюсь как на духу: я грамнацист (он же граммар-наци). Долго мучилась, пока не узнала, что добрые и умные люди придумали это слово. Так вот, за отношениями моих интернет-собеседников с орфографией, синтаксисом и пунктуацией слежу ревностно и строго. Близких друзей и хороших знакомых не стесняюсь поправлять, остальных с чистой душой отправляю в «бан».

Внимание! Это не пропаганда! Никому не посоветую следовать собственному примеру (это, правда, очень утомительно, в первую очередь для меня самой), более того – я прекрасно осознаю, что по степени грамотности судить человека нельзя. И вообще, чтобы состояться как личность, все правила могучего русского языка знать необязательно.

Но я скажу так: педантом можешь ты не быть, но запятые ставить ты обязан. Иными словами, нет ничего зазорного в том, чтобы ошибиться в написании какого-то слова, и очепятки у всех случаются… НО! из уважения к читателям можно лишний раз заглянуть в словарь, не пожадничать, расставляя знаки препинания (только без фанатизма!) или постараться заменить замысловатый речевой оборот на другой, попроще.

Сделайте одолжение своим друзьям и подписчикам: доведите текст до такого состояния, когда он в принципе будет пригоден к чтению. Не заставляйте их расшифровывать уникальный код. В особо запущенных случаях сообщения с орфографическими и пунктуационными ошибками заставляют подозревать, что их автор тронулся умом, и послание автоматически отправляется в мысленную папку «спам». Помните: воспринимать неграмотный текст трудно, невкусно и даже неприятно.

Подведём итог. Глупо советовать взрослым людям учить русский язык (все, кто хотел, уже давно выучили), но обязательное правило фэйсбукового этикета – развивать грамматическую чистоплотность. Ведь за неопрятной оболочкой можно не разглядеть гениального внутреннего содержания. Так и останетесь непонятым и непризнанным современниками. Да и просто экономить время и нервы виртуальных друзей – признак хорошего тона.

 

Когда-нибудь о том, что нужно делать и чего нельзя делать в социальных сетях, напишут целую книгу, я уверена. И книга эта будет предлагаться нашим внукам в качестве учебного пособия. Может быть, даже отдельный предмет в школах введут.

А пока желаю всем относиться к происходящему в интернете сквозь толстую призму юмора и иронии. Слава Кришне, мы живём в свободной стране, где можно самостоятельно выбирать друзей – как реальных, так и виртуальных. Но если первых нужно любить, ценить, беречь, холить и лелеять, то вторых достаточно уважать. Мир вашему твиттеру.



About the author

160