Мамина помада, папины трусы

Posted on at


Тут начать следует с того, что живу я в информационном вакууме. Это не осознанный выбор, просто так получается. Телевизора у меня нет. Френдлисты в соц.сетях сплошь состоят из алкоголиков, психов, меломанов и волонтёров благотворительных организаций – нет, может, там и есть пара-тройка человек с выраженной гражданской позицией, но в общей массе они давно затерялись. А с родителями и друзьями я вижусь слишком редко, как говорится, чтобы при встрече пить чай и обсуждать события в стране и мире.

Поэтому новости до меня доходят всегда с опозданием в 2-3 месяца. В приличном обществе людей осведомлённых и небезразличных беседу я поддержать не могу. Но у одной истории всё же не было шансов миновать моё наглухо загерметизированное информ-пространство. Олимпийские игры. Во-первых, даже такой нелюбопытный человек, как я, понимает: не каждый день-таки, да ещё в России, да ещё в Сочи, да ещё зимние. Во-вторых, новости и сплетни про олимпиаду транслируются из каждого утюга.

И вот тут-то происходит самое странное – по крайне мере, для меня. Решение о том, где будут проходить в 2014-м олимпийские игры, было принято несколько лет назад. Тогда кто-то порадовался, кто-то повозмущался, перетёрли и забыли. Долгое время широкой общественностью обсуждались совершенно другие проблемы. Но несколько месяцев назад, внезапно, открылись шлюзы. Был брошен первый горестный клич – «Это ж какие бабки вгрохали!». Ну, то есть, подготовка к олимпиаде длилась уже довольно долго, а тут все резко прозрели. Ладно. Как заговорённые, по цепочке передавая друг другу нарастающее волнение, люди принялись твердить: на кой ляд нам эти игры, да раздай простому народу потраченные деньги, это ж по 4 ляма на рыло, да мы бы тогда ого-го, что сделали, ух. Другие вяло воспротивились: мол, деньги бы всё равно украли сильные мира сего, а так хоть олимпиада. Праздник. Потом откуда-то появились фотографии со стройки олимпийских объектов – с тем понтом, что до открытия пара недель, а там ещё конь в яблоках не валялся. Фотографии эти моментально разлетелись по сети. Противники мероприятия обрадовались: ха-ха-ха, всё пропало! Защитники возразили:  а вы, типа, сами попробуйте в субтропиках зимнюю олимпиаду замутить; конечно, непросто, но ничего, где наша не пропадала.

К моменту открытия олимпиады разделение широких масс на два непримиримых лагеря стало уже абсолютно очевидным. Одни замерли в трепетном ожидании. Вторые злорадно предвкушали, как россияния сейчас опозорится на весь мир, огонь погаснет, салют отменят, горки рухнут, а у ВВ ботокс потечёт. Церемонию открытия я, если говорить откровенно, не смотрела, но, насколько мне известно, дело там закончилось триумфом первых. Но не суть. Потому что как раз после открытия я начала подозревать, что нет никаких противоборствующих сторон. Это иллюзия. А есть одна-единственная толпа, по-своему дружная, которая ждёт любого информационного повода, чтобы начать истерить. Не забыв при этом, разумеется, демонстративно примкнуть к какой-либо уже высказанной позиции. Ну или «зарегистрировать» свою – короче, самоопределиться по тому или  иному вопросу.

Показали картинки с открытия – толпа взвыла от восторга. Сразу после этого Ксения Анатольевна (кстати, весьма уважаемая мной) опубликовала эссе про «аморальные салютики» – толпа спохватилась и запоздало приняла позицию: да, салютики – это аморально. Понимаете?.. Сначала мне казалось, что общественность, ухватившись за мотив, каким-то случайным образом распадается на равные половины; кто-то за белых, а кто-то за красных. А потом стало очевидно – нет, общественность цельна и монолитна, как гранитный памятник Лесе-украинке, просто ей в определённый момент на выбор, как правило, предлагаются две альтернативные позиции. Вот как в детстве было: давайте в казаки-разбойники! Все такие: а давайте. А потом: ты за кого? Но если в детстве и правда надо было решить, за какую команду играть, то сейчас можно, в принципе, не ограничивать себя. Я за белых! А теперь за красных! Я за белых и за красных! Главное – участие. Главное – не остаться в стороне.

И понеслась:

Плющенко – герой! Талантище! Если бы не он!.. После такой операции! На лёд! Четверной тулуп!

Плющенко снялся с соревнований.

- Скотина! Идиот! Сам не смог и другим не дал! Пусть бы спину свою лечил! Куда он лез вообще, без пяти минут инвалид! Позор Плющенко!

- Сами вы скотины неблагодарные! Он столько медалей стране принёс!

Или вот так:

Липницкая! Юная звёздочка! Прорыв! Гениальная! Всего 15 лет, а она такое!..

Общественности намекнули, что у нас и кроме Юли есть фигуристки, а потом ещё подкинули сплетен, что к юной звезде сам ВВ неровно дышит. Плюс ко всему, бедная девочка падает во время выступления.

- На Липницкой свет клином не сошёлся! У нас, вон, Сотникова, а она покруче будет!

- Что вы пристали к ребёнку?! Ей всего 15! Ей вообще рано медали выигрывать! Пусть идёт в куклы играет!

И все хором:

Сотникова – новая звезда! Король умер, да здравствует король!

Это, конечно, условно и для примера. Поводы толпе выдаются аккуратно, последовательно и дозированно.

- Американский судья своим подсуживает! Янки ворота сдвинули, ироды!

- А наши даже ворота сдвинуть не могут! Им подсуживай, не подсуживай, всё равно проиграют!

В качестве повода может выступить реальное событие, сплетня, чей-то возраст, чьё-то состояние здоровья, чья-то национальность. Это не так уж важно.

-Виктора Ан –  молодец! Золото нам выигрывает! А корейцы – дураки, такой ценный кадр упустили! Так им и надо!

- Да русские за какие только страны не выступают! Это мы лучших спортсменов проср..ли, а теперь только и остаётся, что подбирать тех, от кого другие отказались!

Я понимаю, что людям постоянно надо о чём-нибудь говорить. Крайне желательно – о чём-нибудь спорить. Но весь этот информационный мусор, все эти шумы и помехи, все эти истерики здорово отвлекают от главного. Олимпийские игры – это ведь про спорт, не? Про борьбу, про силу духа, про победу над собой, про труд, про высшую степень концентрации, про целеустремлённость, про терпение, про упорство.

Вот возьмём к примеру биатлонистку. Некую абстрактную. Годы ожесточённых тренировок, воля, желание, стремление – и она идёт к финишу первой. Совсем рядом, за бортиком, рыдают тренер и родители. Вся страна смотрит. Да что там страна – весь мир. Нет права на ошибку. Биатлонистка обходит соперниц и пересекает финишную прямую. Она не помнит про зрителей, про ответственность, про трудозатраты. Она смогла. Она – первая. Она – победитель. И где, как не здесь, самые искренние эмоции, самая настоящая жизнь.

А другая биатлонистка тоже тренировалась несколько лет. За неё тоже переживает тренер и болеют родители. На неё тоже смотрит страна. Но у неё «мушку» залепило снегом, она «застрелилась», дополнительный круг. И она осознаёт, что никакие медали ей уже не светят. Но не останавливается. Борется. Из последних сил совершает рывок и приходит к финишу, скажем, шестой. И падает от усталости. А остальные – победители и проигравшие – обнимаются. Плачут. Нет больше победителей и проигравших – есть только смертельно уставшие люди, счастливые и несчастные, которые знают, через что им пришлось пройти. И они по-настоящему умеют поздравлять и сочувствовать.

В спорте столько красоты и драматургии, что никакому искусству даже не снилось. Допустим, фигурист. Уже четыре года он репетирует свою программу. Которая, к слову, продлится, не больше пяти минут. Репетирует с утра до ночи, гробит здоровье, выкладывается по полной. Может, он, кроме фигурного катания, ничего в жизни не знает и не умеет. А вместе с ним ещё сотня фигуристов – и каждому нужно откатать лучшую программу в своей жизни. Чтобы все обстоятельства, как паззл, в данные конкретные пять минут сложились в его пользу. Но вот, эти самые обстоятельства не складываются в пользу «нашего» фигуриста. Нервы, судорога в ноге, неровный лёд – какая разница. Он падает.  Всё. Всё кончено. Всё было зря. Но он не забивается в слезах в угол. Он встаёт и продолжает делать то, что надо. Он откатывает программу до конца с улыбкой на лице. Уже зная (!), что всё было напрасно. И, не теряя покер-фэйс, машет рукой трибунам, садится ждать оценки.

Вот про это, мне кажется, вся олимпийская история. И вообще, любой спорт. И сегодня, да, какой-то частью души я радуюсь за наших спортсменов, завоевавшим первое место в медальном зачёте. Но куда большей частью души я восхищаюсь всеми спортсменами, принимавшими участие в соревнованиях. Говорю им «спасибо».

А ещё сегодня День защитника отечества. И в свете этого праздника я задумалась: а в чём, собственно, заключается в настоящее время защита отечества?

Ну там, предыдущая эпоха чётко обозначала измерительную систему и классификацию подвигов и чётко же диктовала безусловные эквиваленты; предписывала, что надо делать, чтобы отечеству помочь. Броситься на амбразуру, вытащить товарища из-под огня, не сдаться под пытками, выполнить и перевыполнить план. Партизаны, герои тыла, Зоя Космодемьянская, пионеры, комсомольцы, стахановцы, выбор между личным и общественным в пользу последнего.

Что же сейчас? Образ внешнего врага расплывчат, на амбразуру кидаться не требуется, патетика «подвигов во имя родины» заметно потускнела и утратила практический смысл. Такое ощущение, что в современном контексте нет места подвигу, как таковому. Хотя, на самом деле, мы просто потеряли ориентиры, по которым можно было бы сопоставить пользу тех или иных деяний для отечества. Нет той универсальной памятки-инструкции, которая подсказала бы: вот сейчас делай то-то и то-то, родина тебя не забудет.

Знаете, как я это вижу? Лучший способ сегодня защитить отечество – это защитить его от себя. От собственных комплексов, обид, злости, глупости, ненависти, желчи, стремления к публичной самоидентификации. Лучший способ помочь родине – думать головой. И даже если Человек в каждом из нас победит Гражданина – это будет уже не самый плохой вариант. Ведь лучше хороший человек, чем плохой гражданин.



About the author

160